конституционного и
международного
права Юридического института
ДГУ,
кандидат юридических наук,
г. Махачкала, Россия,
ahmed63@yandex.ru
Вопросы территорий: к определению
правового статуса Каспийского моря
Ключевые слова: вопросы, территории, определение,
правовой статус, Каспийское море
Ibragimov A. M.,
associate professor, chair of
constitutional and international
law, Law institute of Dagestan
State University, candidate of
legal
sciences, Makhachkala, Russia
Territory issues: on determining the
legal status of the Caspian Sea
Keywords: issues,
territories, definition, legal status, Caspian Sea
В международных отношениях многообразна и обширна практика регулирования
проблем территорий. При этом немалое внимание мировое сообщество уделяет правовому
регулированию вопросов, касающихся водных пространств. Так, с точки зрения
целостного освещения обеспечения прав и интересов государств на морях принято обращаться
к практике освоения и использования государствами открытого моря и других классических
морских территорий. Вместе с тем формируется практика урегулирования
правоотношений государств, касающихся менее значительных морских пространств, к
коим, в частности, следует отнести бассейн Каспийского моря. Определение его
правового положения и является актуальной темой настоящей небольшой работы.
На текущий момент на Каспийском море в целом сохраняется режим, установленный положениями советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг., хотя нынче стало получать поддержку мнение, что означенные договоры в наше время де-факто неприменимы в силу коренного изменения обстоятельств, обусловивших их заключение и действие (rebus sic stantibus).
На текущий момент на Каспийском море в целом сохраняется режим, установленный положениями советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг., хотя нынче стало получать поддержку мнение, что означенные договоры в наше время де-факто неприменимы в силу коренного изменения обстоятельств, обусловивших их заключение и действие (rebus sic stantibus).
Будучи не
совсем согласными с таким мнением, не в полной мере учитывающим
советско-иранские договоры с точки зрения потенциала их действия во времени, мы
бы хотели констатировать, что по формуле означенных договоров оба государства
пользуются равными правами на судоходство в Каспийском море для их торговых
судов с известными ограничениями [1, С.177-178]. Затрагивая эти ограничения,
А.Л.Колодкин писал: « …на Каспии вообще не существует никакого пространственного
разграничения, кроме зоны рыболовства, Каспий открыт для использования всеми
прикаспийскими государствами, однако, ни одно из них не имеет права
осуществлять односторонние шаги в целях национального присвоения его районов»
[2, С.115]. Приведенное мнение известного российского ученого, опирающееся на
договорную базу, предполагает наличие должных гарантий, отвечающих судоходным,
рыболовным и другим интересам прибрежных государств. Говорить о правах и
гарантиях других государств в отношении Каспия здесь вообще не приходится. Это
явствует из официальной позиции РФ по данному вопросу: «…Каспийское море, не
имея естественного соединения с Мировым океаном, представляет собой
внутриконтинентальный водоем, который с международно-правовой точки зрения не
может рассматриваться ни как море, ни как озеро. На него не может быть
распространено действие Конвенции ООН по
морскому праву» [3].
Стало быть, в вопросе регулирования
правового режима Каспия, как мы это заметили выше, следует продолжать руководствоваться
советско-иранскими договорами. Но вместе с тем мы должны все же признать, что
такой вывод начинает не состыковываться с новейшей практикой пяти прикаспийских
государств. В период с 1993 г. по
настоящее время между ними ведутся переговоры и консультации об установлении
нового правопорядка на Каспии. В качестве их результатов следует, например,
назвать российско-казахстанскую декларацию о сотрудничестве на Каспийском море от 9 октября 2000 г., соглашение между РФ и Республикой
Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях
осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998г. (к нему был
добавлен протокол от 13 мая 2002 г., который предусмотрел определенные меры гарантий),
соглашение между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан о
разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23 сентября 2002 г.,
российско-туркменистанское коммюнике, затронувшее вопрос о Каспийском море
(январь 2002 г.) и другие актуальные региональные акты. Важным достижением
продолжающихся переговоров стала подписанная лидерами прикаспийских государств
12 августа 2018 г. в казахстанском городе Актау Конвенция о правовом статусе
Каспийского моря [4]. Статус Каспия
определяет его принадлежность - им владеют только лишь прикаспийские
государства. Это Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан. К слову сказать, за исключением Ирана, Конвенцию
2018 г. на текущий момент ратифицировали все четыре остальные государства.
Именно это обстоятельство дает нам основание говорить о продолжении действия
советско-иранских договоров, касающихся правового положения Каспийского моря. До
тех пор, пока не вступит в силу новая Конвенция о его статусе, наряду с
отмеченными выше двусторонними соглашениями прикаспийских государств могут
действовать советско-иранские договоры [5, C.199]. Имеет право
на жизнь и такой способ активации Конвенции 2018 г. – если она не вступит в юридическую силу из-за отказа
Ирана от ее ратификации, то участвующие в Конвенции государства могут ссылаться
на нее как на источник обычного международного морского права в виду
соответствия норм Конвенции сложившейся общей практике решения всех проблем Каспийского
моря.
Характерен правовой режим этого моря,
имея в виду конвенционные права и обязательства государств каспийского бассейна. Так, ст.7
Конвенции 2018 г. устанавливает, что каждая Сторона вправе устанавливать территориальные воды,
не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных
линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией, ст.9
документа гласит, что каждая Сторона имеет право устанавливать рыболовную зону шириной 10 морских миль,
прилегающую к территориальным водам, ст. 15 фиксирует обязательство Сторон защищать и сохранять
экологическую систему Каспийского моря и все ее компоненты и т.д.
Свидетельствуя свое уважение к
упомянутым выше соглашениям и к единой для всех прибрежных стран Конвенции, мы все
же затронули бы некоторые существенные в их свете проблемы. Во-первых, применение
Конвенции чревато созданием напряженности в отношениях государств бассейна в
связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов (Азербайджан-Туркмения), с
рыболовством (Россия-Азербайджан) и т.д. Во-вторых, раздел Каспия по секторам
(в том числе «донным») позволит ряду прикаспийских государств, не считаясь с
интересами других, устанавливать в своих секторах любые угодные им порядки,
что, в частности, нанесло бы ущерб экосистеме Каспия, его живым и неживым
ресурсам. В-третьих, учитывая значительное снижение стандартов общепринятого
цивилизованного поведения и правовой дисциплины государств (каких бы сфер это
ни касалось), установившуюся вседозволенность, нельзя допустить слома
сложившегося за десятилетия режима хозяйственного использования водоема в угоду
установления в нем новых порядков [6, C.271]. Эти и другие, связанные с ними,
вопросы обеспечения положений Конвенции 2018 г. предстоит прикаспийским
государствам решать в комплексе. Следует особо подчеркнуть, что Конвенция 2018
г. – это несамоисполнимый международный договор, устанавливающий общие ключевые
параметры. Исполнимость ее правовых установлений может и должна быть обеспечена
дополнительными международными соглашениями о разграничении внутренних и территориальных вод Каспия, его рыболовных зон
и разделения дна моря, разработкой национального законодательства прибрежных
государств, а также системным решением многих других вопросов.
Таким нам
видится установление правового положения Каспийского моря в общих
чертах. Представляется, что заинтересованные в его установлении государства
региона продвигаются сегодня в правильном направлении и в этом насущном деле чрезвычайно
важно, чтобы разделение Каспия не нанесло бы ущерба ни ему и ни прибрежным
странам.
Литература
1.
См.: Коломбос Д. Международное морское право. - М.:
Издательство «Прогресс», 1975.
2. Колодкин
А.Л. О правовом режиме Каспийского моря // Ежегодник морского права. 1999-
2001. М., 2002.
3. См.:
Дипломатический вестник. №3. 2000.
5. См.:
Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения.
- М.: Издательство «Научная книга», 2003.
6. См.:
Ибрагимов А.М. Международно-правовые гарантии. Теория и практика применения. -
Махачкала: Издательство ООО «ДИНЭМ», 2009.
Данная статья вошла в сборник Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам Каспийского региона, и увидит свет осенью нынешнего года. Удачи вам!!!
Бекишев Магомед шамилович 3 курс 4 дпо
ОтветитьУдалитьОчень интересная статья Ахмед Муслимович!
ОтветитьУдалитьСпасибо
Интересная статья, спасибо, Ахмед Муслимович.
ОтветитьУдалитьО своем Каспийском море мы должны знать все!
ОтветитьУдалитьКазалиев Нуцал 3 курс 4 группа ДПО
ОтветитьУдалитьКурахмаев Магомедзагид 3 курс 4 группа ДПО
ОтветитьУдалитьАхмаев Абдула 3 курс 5 группа ДПО
ОтветитьУдалитьГазихмаев Гаджи 3 курс, 4 Группа ДПО
ОтветитьУдалитьЧандагаев Магомед
ОтветитьУдалить3к 4гр дпо
Султанов Хизри 3к 4гр ДПО
ОтветитьУдалитьСтатья действительно полезна студентам для размышлений!
ОтветитьУдалитьКаидова Хадижат 4гр ДПО
ОтветитьУдалитьашурбеков 6дпо
ОтветитьУдалить