пятница, 17 апреля 2020 г.

Размышления о правовом статусе Каспийского моря



УДК 341.225.5                                     Ибрагимов А.М., доцент кафедры   
                                                               конституционного и международного
                                                              права Юридического института ДГУ,
                                                              кандидат юридических наук,  
                                                              г. Махачкала, Россия,
                                                              ahmed63@yandex.ru

        Вопросы территорий: к определению правового статуса Каспийского моря
        Ключевые слова: вопросы, территории, определение, правовой статус, Каспийское море
                                                                    Ibragimov A. M.,                
                                                                    associate professor, chair of  
                                                                    constitutional and international
                                                                    law, Law institute of Dagestan    
                                                                    State University, candidate of   
                                                                    legal sciences, Makhachkala, Russia

        Territory issues: on determining the legal status of the Caspian Sea
        Keywords: issues, territories, definition, legal status, Caspian Sea

         В международных отношениях многообразна и обширна практика регулирования проблем территорий. При этом немалое внимание мировое сообщество уделяет правовому регулированию вопросов, касающихся водных пространств. Так, с точки зрения целостного освещения обеспечения прав и интересов государств на морях принято обращаться к практике освоения и использования государствами открытого моря и других классических морских территорий. Вместе с тем формируется практика урегулирования правоотношений государств, касающихся менее значительных морских пространств, к коим, в частности, следует отнести бассейн Каспийского моря. Определение его правового положения и является актуальной темой настоящей небольшой работы.  
              На текущий момент на Каспийском море в целом сохраняется  режим, установленный положениями советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг.,  хотя нынче стало получать поддержку мнение, что означенные договоры в наше время де-факто неприменимы в силу коренного изменения обстоятельств, обусловивших их заключение и действие (rebus sic stantibus).
        Будучи не совсем согласными с таким мнением, не в полной мере учитывающим советско-иранские договоры с точки зрения потенциала их действия во времени, мы бы хотели констатировать, что по формуле означенных договоров оба государства пользуются равными правами на судоходство в Каспийском море для их торговых судов с известными ограничениями [1, С.177-178]. Затрагивая эти ограничения, А.Л.Колодкин писал: « …на Каспии вообще не существует никакого пространственного разграничения, кроме зоны рыболовства, Каспий открыт для использования всеми прикаспийскими государствами, однако, ни одно из них не имеет права осуществлять односторонние шаги в целях национального присвоения его районов» [2, С.115]. Приведенное мнение известного российского ученого, опирающееся на договорную базу, предполагает наличие должных гарантий, отвечающих судоходным, рыболовным и другим интересам прибрежных государств. Говорить о правах и гарантиях других государств в отношении Каспия здесь вообще не приходится. Это явствует из официальной позиции РФ по данному вопросу: «…Каспийское море, не имея естественного соединения с Мировым океаном, представляет собой внутриконтинентальный водоем, который с международно-правовой точки зрения не может рассматриваться ни как море, ни как озеро. На него не может быть распространено действие Конвенции  ООН по морскому праву» [3].      
         Стало быть, в вопросе регулирования правового режима Каспия, как мы это заметили выше, следует продолжать руководствоваться советско-иранскими договорами. Но вместе с тем мы должны все же признать, что такой вывод начинает не состыковываться с новейшей практикой пяти прикаспийских государств.  В период с 1993 г. по настоящее время между ними ведутся переговоры и консультации об установлении нового правопорядка на Каспии. В качестве их результатов следует, например, назвать российско-казахстанскую декларацию о сотрудничестве на Каспийском море  от 9 октября 2000 г., соглашение между РФ и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998г. (к нему был добавлен протокол от 13 мая 2002 г., который предусмотрел определенные меры гарантий), соглашение между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23 сентября 2002 г., российско-туркменистанское коммюнике, затронувшее вопрос о Каспийском море (январь 2002 г.) и другие актуальные региональные акты. Важным достижением продолжающихся переговоров стала подписанная лидерами прикаспийских государств 12 августа 2018 г. в казахстанском городе Актау Конвенция о правовом статусе Каспийского моря [4].  Статус Каспия определяет его принадлежность - им владеют только лишь прикаспийские государства. Это Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан.  К слову сказать, за исключением Ирана, Конвенцию 2018 г. на текущий момент ратифицировали все четыре остальные государства. Именно это обстоятельство дает нам основание говорить о продолжении действия советско-иранских договоров, касающихся правового положения Каспийского моря. До тех пор, пока не вступит в силу новая Конвенция о его статусе, наряду с отмеченными выше двусторонними соглашениями прикаспийских государств могут действовать советско-иранские договоры [5, C.199].  Имеет  право на жизнь и такой способ активации Конвенции 2018 г. –  если она не вступит в юридическую силу из-за отказа Ирана от ее ратификации, то участвующие в Конвенции государства могут ссылаться на нее как на источник обычного международного морского права в виду соответствия норм Конвенции сложившейся общей практике решения всех проблем Каспийского моря. 
        Характерен правовой режим этого моря, имея в виду конвенционные права и обязательства  государств каспийского бассейна. Так, ст.7 Конвенции 2018 г. устанавливает, что каждая Сторона вправе устанавливать территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией, ст.9 документа гласит, что каждая Сторона имеет право устанавливать  рыболовную зону шириной 10 морских миль, прилегающую к территориальным водам, ст. 15 фиксирует обязательство  Сторон защищать и сохранять экологическую систему Каспийского моря и все ее компоненты и т.д.
        Свидетельствуя свое уважение к упомянутым выше соглашениям и к единой для всех прибрежных стран Конвенции, мы все же затронули бы некоторые существенные в их свете проблемы. Во-первых, применение Конвенции чревато созданием напряженности в отношениях государств бассейна в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов (Азербайджан-Туркмения), с рыболовством (Россия-Азербайджан) и т.д. Во-вторых, раздел Каспия по секторам (в том числе «донным») позволит ряду прикаспийских государств, не считаясь с интересами других, устанавливать в своих секторах любые угодные им порядки, что, в частности, нанесло бы ущерб экосистеме Каспия, его живым и неживым ресурсам. В-третьих, учитывая значительное снижение стандартов общепринятого цивилизованного поведения и правовой дисциплины государств (каких бы сфер это ни касалось), установившуюся вседозволенность, нельзя допустить слома сложившегося за десятилетия режима хозяйственного использования водоема в угоду установления в нем новых порядков  [6, C.271]. Эти и другие, связанные с ними, вопросы обеспечения положений Конвенции 2018 г. предстоит прикаспийским государствам решать в комплексе. Следует особо подчеркнуть, что Конвенция 2018 г. – это несамоисполнимый международный договор, устанавливающий общие ключевые параметры. Исполнимость ее правовых установлений может и должна быть обеспечена дополнительными международными соглашениями о разграничении  внутренних и  территориальных вод Каспия, его рыболовных зон и разделения дна моря, разработкой национального законодательства прибрежных государств, а также системным решением многих других вопросов.
        Таким  нам  видится установление правового положения Каспийского моря в общих чертах. Представляется, что заинтересованные в его установлении государства региона продвигаются сегодня в правильном направлении и в этом насущном деле чрезвычайно важно, чтобы разделение Каспия не нанесло бы ущерба ни ему и ни прибрежным странам.

                                              Литература
1.     См.: Коломбос Д. Международное морское право. - М.: Издательство «Прогресс», 1975.
2.     Колодкин А.Л. О правовом режиме Каспийского моря // Ежегодник морского права. 1999- 2001. М., 2002.
3.     См.: Дипломатический вестник. №3. 2000.
4.     Текст Конвенции см.: http://www.kremlin.ru/supplement/5328
5.     См.: Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. - М.: Издательство «Научная книга», 2003.
6.     См.: Ибрагимов А.М. Международно-правовые гарантии. Теория и практика применения. - Махачкала: Издательство ООО «ДИНЭМ», 2009. 

        Данная статья вошла в сборник Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам Каспийского региона, и увидит свет осенью нынешнего года. Удачи вам!!!  

13 комментариев:

  1. Бекишев Магомед шамилович 3 курс 4 дпо

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересная статья Ахмед Муслимович!
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная статья, спасибо, Ахмед Муслимович.

    ОтветитьУдалить
  4. О своем Каспийском море мы должны знать все!

    ОтветитьУдалить
  5. Курахмаев Магомедзагид 3 курс 4 группа ДПО

    ОтветитьУдалить
  6. Газихмаев Гаджи 3 курс, 4 Группа ДПО

    ОтветитьУдалить
  7. Статья действительно полезна студентам для размышлений!

    ОтветитьУдалить