Ибрагимов А.М., доцент кафедры международного права ДГУ,
доцент, кандидат юридических наук,
Заслуженный юрист РД
ahmed63@yandex.ru
Международно-правовые аспекты проблемы
организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации
Организация и деятельность судебной власти в РФ представляет собой
вопрос внутренней компетенции российского государства, исключающий
вмешательство или влияние на его решение извне. В большей мере это вопрос
внутригосударственного права России, делающий невозможным какое-либо вторжение
международного или иностранного права в пределы его национального урегулирования.
В принципе, международное право не регулирует вопросы внутриполитического
положения стран, поэтому вмешательством во внутренние дела государства будут
являться любые меры его партнеров по международной политике, с помощью которых
они пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие
в его внутреннюю компетенцию[1]. Данное положение в полной
мере относится к затронутой в настоящих тезисах актуальной проблеме. Вместе с
тем, Россия позиционирует себя как часть мирового сообщества, поэтому организация
и деятельность ее судебной власти не может рассматриваться в полном отрыве от явлений,
имеющих место в мировой юстиции. Российская Федерация заимствует тот или иной
международный или иностранный опыт строительства и функционирования судебной власти.
Заимствование такого зарубежного опыта материализуется
в России в создание Специализированного суда по интеллектуальным правам. Концепцией развития судебной системы РФ
предусматривается также создание административных, ювенальных и миграционных
судов по типу аналогичных иностранных органов правосудия, которые успешно
функционируют в ряде развитых западных государств. Не может быть сомнений в
том, что развитие судебной системы РФ посредством организации новых судов
создаст возможности для полной и всесторонней реализации в России международных
принципов и основанных на них стандартов, имеющих отношение как к организации,
так и к деятельности судебной власти. Они, к слову сказать, закреплены в
универсальных международных правовых документах (Всеобщая декларация прав
человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических
правах от 16 декабря 1966 г. и др.). В числе этих руководящих коренных начал: законность,
самостоятельность суда, его независимость, осуществление правосудия только
судом и разрешение дела надлежащим судом, обеспечение права на судебную защиту,
самостоятельность и независимость суда как органа правосудия, гласность,
свобода выбора языка общения в судопроизводстве, состязательность и процессуальное
равноправие сторон, объективность и беспристрастность суда, непрерывность
производства, безусловное исполнение судебных решений, автономность системы
судебных органов, универсальность судебной защиты, доступность правосудия,
публичность судебной власти, открытость судебной власти, участие общественности
в осуществлении правосудия и др. Как определяющие нормы общего характера, эти
принципы вошли в национально-правовые системы государств, включая Российскую
Федерацию.
Существующая
ныне в России судебная власть, хотя и находится, как мы отметили выше, в
естественной связи с иностранным и международным опытом, пытается сегодня все
же выразить свою индивидуальность, продиктованную стремлением опираться на собственные
потенциальные возможности. Такие возможности главным образом заложены в
Конституции России, которая будучи нормативным актом, обладающим в РФ высшей
юридической силой, требует, чтобы на территории Российской Федерации
действовали такие правовые нормы, которые соответствуют Основному закону
страны. Это требование распространяется и на международные нормы, содержащиеся,
в частности, в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), которые
могут противоречить Конституции России[2]. Характерно, что недавно еще
данное требование в российском законодательстве отсутствовало, но с некоторой
пробуксовкой развития международных отношений России, сопровождавшейся разного
рода антироссийскими выпадами из-за рубежа, Российская Федерация сочла
необходимым ужесточение порядка соблюдения конституционных норм, касающихся в
том числе правосудия.
Мы должны заметить при этом, что вопреки
распространившимся надуманным мнениям об отказе России от приоритета норм
международного права, в правовой системе РФ ничего в этом отношении не
изменилось. Россия как соблюдала, так и соблюдает установленный ч. 4 ст. 15
Конституции РФ приоритет норм международного права над нормами
внутригосударственного права Российской Федерации в случае если международный
договор устанавливает иные положения, чем российский закон. Помимо всего
прочего, из этого следует, что Россия по-прежнему будет признавать и
обеспечивать выполнение международных юридически обязывающих норм на своей
территории. Организация и деятельность судебной власти в РФ в затронутом
контексте не диссонируют с международным судебным опытом. Некоторую озабоченность
при этом вызывает ряд вполне разрешимых вопросов.
Один из них
касается непосредственного применения судами Российской Федерации норм
международного права. Следует
подчеркнуть, что согласно вышеозначенной ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы
международного права включаются в состав правовых регуляторов, действующих на
территории нашей страны, становясь элементом нормативного уровня российской
правовой системы[3].
Стало быть, нормы международного права могут применяться судами на территории
РФ непосредственно.
Правильность
нашей трактовки конституционной нормы можно проиллюстрировать на примере п. 3
ст. 5 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «О международных договорах
Российской Федерации»[4], который предусматривает,
что «положения официально опубликованных международных договоров Российской
Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения,
действуют в Российской Федерации непосредственно.
Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации
принимаются соответствующие правовые акты». Аналогичную позицию в вопросе занял
Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в своем постановлении «О
применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм
международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10
октября 2003 г. №5 подтвердил обязанность судов общей юрисдикции применять на
практике международно-правовые нормы.
Что касается конкретных случаев применения международных
норм, к сожалению, такие случаи нетипичны для отечественной судебной практики.
Мы еще в 2001 г., затрагивая судебную проблематику, констатировали, что
российские судьи не применяют нормы международного права[5]. В сущности, обнаружить с
тех пор больших подвижек в решении вопроса не представляется возможным. Судейское
сообщество без энтузиазма высказывается на эту тему, оправдывая сдержанный свой
подход к вопросу о применении международных правовых норм профессиональной обязанностью
неукоснительно следовать положениям действующих кодексов Российской Федерации.
Дескать, судьи применяют международные нормы в той мере, в какой они отражены в
законодательстве РФ. В этом смысле нам остается только пожелать, чтобы
отечественное законодательство шире и больше вбирало в себя международные
стандарты правосудия для практического их осуществления в судах.
Другой
вопрос, который вызывает не столько озабоченность, сколько особый практический
интерес с точки зрения обеспечения достойного человека обращения, касается отдельной
группы международных стандартов по защите лиц, подвергшихся задержанию или
тюремному заключению.
Такие стандарты представляют собой источники, содержащие нормы, принципы
и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер и обращения с
осужденными. Главная цель этих источников – защита прав лиц, привлекаемых к
уголовной ответственности, от произвола, жестокого или иного неправомерного
обращения со стороны представителей власти. Следует подчеркнуть, что Российская
Федерация придает им важное значение, и стремится к максимальному их соблюдению
в плане создания соответствующих материальных и иных условий для лиц,
привлекаемых к уголовной ответственной ответственности и осужденных.
Международные стандарты по защите лиц,
подвергшихся задержанию или тюремному заключению, многообразны. Их можно подразделить на три группы: 1)
стандарты, регулирующие назначение и исполнение уголовных наказаний. Они
сосредоточены в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
1979 г., в Декларации ООН об основных принципах правосудия для жертв
преступлений и злоупотребления властью 1985 г., в Минимальных стандартных
правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних,
1985 г.; 2) стандарты, регулирующие обеспечение соблюдения прав и свобод
осужденных. Они содержатся, например, в Конвенции 29 МОТ о принудительном или
обязательном труде 1930 г., в Конвенции 105 МОТ об упразднении принудительного
труда 1957 г.; 3) стандарты, регулирующие исполнение уголовных наказаний и меры
предварительного заключения. Они включены в Минимальные стандартные правила
обращения с заключенными 1955 г., в Европейские правила тюремного заключения 1987
г., в Свод принципов ООН о защите всех лиц, подвергаемых задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г., в Стандартные минимальные
правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г[6].
и в другие международные акты.
Таким образом, в данных своих позициях нам не представилось возможным
коснуться широкого спектра вопросов затронутой тематики. Однако, мы
сконцентрировали свое внимание на международных и, связанных с ними,
внутригосударственных правовых аспектах, которые, как нам мыслится, являются
немаловажными для понимания природы организации и деятельности судебной власти
в Российской Федерации.
[1] См.: Бирюков П.Н. Международное право: Учеб.
пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 58-59.
[2] В июле 2015 г.
Конституционный Суд РФ постановил, что решения Европейского суда по правам
человека (ЕСПЧ) могут исполняться на территории РФ лишь в случае, если они не противоречат
Основному закону страны. 4 декабря 2015 г. Государственная Дума РФ приняла
Закон о приоритете решений Конституционного Суда РФ над вердиктами
международных судов, в том числе, ЕСПЧ.
[3] См.:
Международное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. М.: Статут, 2011. С. 157.
[4] Собрание
законодательства РФ. 2003. №50. Ст.4850.
[5] Ибрагимов А.М. Проблемы формирования
гражданского общества и правового государства в Дагестане и международное право
// Международное право – International law. М., 2001. №2. С. 254.
[6] См.: Ибрагимов А.М. Предварительное
заключение в свете международных стандартов // Московский журнал международного
права. 2003. №2. С. 26-34.
До сих пор я под впечатлением хорошо проведенной у нас Всероссийской научно-практической конференции о судебной власти в РФ! А уж видеть в материалах конференции свою работу вдвойне приятно.
ОтветитьУдалитьИнтересная и полезная статья!
ОтветитьУдалить